Ваш браузер устарел. Рекомендуем обновить его до последней версии.

Футбольные фанаты - кредиторы

   Сегодня в футбольных командах не только спорт играет важнейшую роль. Клубы хотят и должны зарабатывать деньги. Для больших футбольных клубов, которые играют в первой Лиге, характерны три основных источника дохода. Они продают общественным и частным телевизионным каналам права на трансляцию игр, выстраивают развитую систему мерчандайзинга по продаже фирменной атрибутики и билетов на матчи.
   Но откуда ожидать финансовых поступлений, если с игрой на футбольном поле не все складывается удачно? Кроме того, текущие расходы – постоянные выплаты на зарплаты, организацию игр и администрирование - остаются достаточно высокими. Ввиду тяжелого финансового положения в 2010 году многие спортивные клубы решили воспользоваться привязанностью своих фанатов. В числе таких клубов был и первый футбольный клуб Кёльна. Его менеджерам пришло на ум нечто особенное: занять у фанатов, продавая им так называемые футбольные облигации.
  "Каждая любовь находит когда-нибудь свое начало. Разделенная любовь–это множество бесценных мгновений. Теперь пришло время, совместно сделать следующий шаг – доказательство верности старой любви, которая принесет свои плоды. Покупайте футбольные облигации  футбольного клуба "Кёльн"." Так гласило видео, в котором футбольный клуб "Кёльн" рекламировал свои облигации в сети Интернет. К фанатам обратились с просьбой подписаться на футбольные облигации и приобрести их. Облигация – это своего рода кредит доверия: футбольный клуб занимает, таким образом, у своих фанатов деньги, продавая облигации за определенную сумму. Облигации нельзя сравнивать с акциями, при покупке которых акционер приобретает небольшую долю спортивного клуба. Такое возможно, например, в спортивном клубе "Боруссия" из Дортмунда.
  Выпускающий ценные бумаги (эмитент) обязуется выплатить владельцу облигации взятые в долг деньги с процентами в течение определенного времени. Подтверждением вложения денежных средств является сертификат – долговое обязательство в форме документа.
  Не каждый фанат, который приобрел футбольную облигацию, настаивает на возврате одолженных денег и процентов. И эта сумма остается у спортивного общества. Биржевой агент Оливер Рот, бывший профессиональный футболист, считает, что футбольные облигации для фанатов - за некоторым исключением – могут быть неплохим увлечением и рассматриваться как часть футбольной атрибутики своей команды.
   Пока речь идет о небольших приемлемых денежных суммах, а также возможности немного заработать на процентах, фанаты без каких-либо рисков занимают любимой спортивной команде определенные финансовые средства. На первый взгляд кажется, что такая покупка - неплохая возможность выгодного и рентабельного вложения денежных средств. Ведь фанаты часто получают фактические доходы в размере от 5 до 7 процентов.
     Довольно высокий процент по облигациям, нестабильная финансовая ситуация в клубе, а также израсходованные долгосрочные займы по облигациям могут означать высокий риск невыплат со стороны спортивного общества, т. к. эти финансовые средства должны быть заработаны. Биржевой агент Оливер Рот считает, что футбольные клубы в таком случае спекулируют на эмоциональной привязанности фанатов к команде, делая ставку на то, что их истинные фанаты закроют глаза на невыплаты, не видя в этой ситуации ничего плохого. "Дорогой фанат, будь снисходителен, сейчас мы не можем оплатить твою облигацию. Мы бы с удовольствием инвестировали твои вложения в игрока А или игрока Б." Так звучит просьба об отсрочке.
   В действительности речь не идет о возвращении денежных средств. Если одолженная сумма невелика, то такое положение вещей не является для фаната большой проблемой, и он может с этим смириться.
   Но у спортивных клубов есть и очень дорогостоящие футбольные облигации, иногда их стоимость может доходить до нескольких миллионов евро. В таких случаях футбольные клубы ориентируются на другую группу покупателей, с которыми они ведут себя совсем другим образом, стабильно выполняя свои обязательства по выплате процентов. Это, как правило, различные организации - инвесторы, к которым можно отнести банки, страховые компании и даже предприятия, вкладывающие в ценные бумаги для обеспечения социальных выплат. В середине 2013 года футбольный клуб "Шальке 04" собрал с помощью продаж футбольных облигаций организациям приблизительно 32 миллиона евро. Примерно год спустя долгосрочный заем увеличился на 15 миллионов евро, т. е. стоимость облигаций растет. Но для настоящих фанатов до сих пор покупка футбольных облигаций – не способ заработка, а желание поддержать свой спортивный клуб.