Ваш браузер устарел. Рекомендуем обновить его до последней версии.
Главные бои Беллатор
Прогноз ставок на 4 тур Серии А
Главные новости спорта. Обзор за неделю
UFC 293: Стрикленд шокировал Адесанью
Обзор матчей КХЛ
Российская Премьер-Лига. Обзор матчей
Прогноз ставок на 5 тур АПЛ
Обзор последних матчей НХЛ

Ливадийский дворец. Крым

   «Я памятник себе воздвиг чудесный, вечный…» - писал русский поэт Гавриил Державин на закате XVIII века, имея в виду свое литературное творчество, которое сохранится на века. «Я памятник себе воздвиг нерукотворный…» - вторил ему позднее гениальный поэт Александр Пушкин. Эти люди оставили бесценное наследие потомкам в виде рукописей и книг. А вот Николай Краснов, главный архитектор Ялты, воздвиг себе в начале XX века памятник совсем иного рода. Он построил роскошный белоснежный дворец, который принес ему настоящую славу и по сей день радует гостей своим безупречным архитектурным видом.

   Этот дворец – яркая достопримечательность Черноморского побережья и любимая летняя резиденция последней царской семьи династии Романовых. Как вы уже догадались, речь идет о Ливадийском дворце в Крыму, который находится на склоне очаровательной горы Могаби в поселке Ливадия.

История Ливадийского дворца

    Ливадийский дворец. КрымЛивадийский дворец – один из самых красивых памятников архитектуры на территории Большой Ялты. Он построен в стиле неоренессанс, основу которого составляет архитектура итальянского Возрождения. Дворец был возведен в рекордно короткие сроки – полтора года, что казалось немыслимым не только по меркам царской империи, но и по меркам нынешней России. Но таков был его создатель и архитектор Николай Краснов – одаренный человек с креативным нестандартным мышлением. Император поставил ему цель, а он ее выполнил, всего за 17 месяцев превратив заказанный проект в шедевр архитектурного творчества.

   Строительство дворца началось в апреле 1910 года и завершилось в сентябре 1911 года. Но история царской резиденции возникла задолго до этого.

   В 1834 году граф Лев Потоцкий приобрел участок земли в Крыму, выкупив его у одного богатого землевладельца, и возвел на нем небольшой дом в античном стиле, в котором планировал отдыхать от своих дипломатических забот. Должность посланника то одного, то другого государства требовала от него постоянных разъездов, поэтому граф не мог проводить в Ливадии много времени. Однако он успел разбить в имении красивый парк с изысканными декоративными растениями и обзавестись цветочной оранжереей. В 1860 году Потоцкий скончался от остановки сердца, не оставив наследников по мужской линии, поэтому его поместье, так удачно расположенное рядом с морем, решила выкупить царская казна. В частности, инициатором покупки стал Александр II, мучимый угрызениями совести из-за подорванного от частых родов здоровья супруги Марии. Император решил преподнести ей в качестве извиняющего подарка летнюю резиденцию в Крыму.

   К приезду царской семьи строители полностью перестроили дом Льва Потоцкого, построенный по проекту Филиппа Эльсона, оставив нетронутыми только некоторые хозяйственные постройки и расширив уже разбитый парк. Усилиями архитектора Ипполита Монигетти были возведены два дворца – Большой и Малый (для наследника Александра Александровича), а также построены кухня и Свитский корпус для размещения многочисленной царской свиты. К сожалению, до наших дней эти строения не дожили, так как в начале XX века Большой дворец из-за постоянной сырости был поражен грибком и плесенью, которые невозможно было извести, и последнему императору Российской империи Николаю II не оставалось ничего иного, как снести дворец вместе со Свитским корпусом. Малый же дворец был взорван во время Великой Отечественной войны. За четыре года работы Монигетти построил около семидесяти построек, включая сохранившуюся до наших дней Крестовоздвиженскую домовую церковь. Все они составили единый архитектурный ансамбль Ливадийского дворца. Оформлением парка и высадкой новых кустарников и деревьев занимался талантливый императорский садовник Клементий Геккель, затем его сменил Вильгельм Гуф, до конца своей жизни прослуживший главным садовником Ливадии.

  Императрица Мария Александровна и государь Александр Николаевич очень полюбили свою загородную резиденцию и старались приезжать на отдых каждое лето, вплоть до смерти государыни Марии в 1880 году. Во дворце они принимали именитых гостей из разных уголков мира, в том числе послов и сановников, решая вопросы государственной важности, а также устраивали частые приемы и праздники, на которые приглашали не только дворян, но и простой народ. На одном из таких царских приемов побывал знаменитый писатель Марк Твен. После убийства императора народовольцами в 1881 году дворец перешел по наследству к Александру III. Однако Александр Александрович, привыкший к Малому дворцу, который строился непосредственно для него, после смерти монарших родителей предпочел Малый дворец Большому и продолжал останавливаться в нем вместе со всей своей большой монаршей семьей. В Большом дворце он лишь устраивал приемы и решал политические вопросы государственной важности.

    В любимом Малом дворце император и скончался в 1894 году, а его сын и наследник Николай II после его смерти принял присягу в стенах Крестовоздвиженской церкви Ливадийского дворца. В этой же церкви приняла православие и императрица Александра – супруга новоиспеченного императора.

    В 1909 году Николай II вынужден был согласиться на снос Большого дворца, хотя дворец хранил массу воспоминаний о его любимых отце и дедушке. Причина сноса была указана выше: дворец поразили грибок и плесень. С этой отправной точки началась история нового Ливадийского дворца, который сегодня могут увидеть и посетить все желающие. На месте старого Большого дворца был возведен новый и более просторный Белый дворец архитектора Николая Краснова, состоящий из 116 больших комнат, а также включающий в себя три небольших световых дворика. Главной экспозицией Белого дворца стал прелестный внутренний двор с античным колодцем посередине - Итальянский дворик, вокруг которого, собственно, и строился новый дворец. Однако дворик располагался не в центре дворца, а примыкал к северному фасаду здания. Такая градация была связана со сложным горным рельефом местности.

    Стоимость дворца составила по разным данным от 2, 6 до 4 миллионов рублей золотом.

   Помимо главного дворца для членов императорской фамилии Краснов построил дворец для барона Владимира Фредерикса – последнего министра империи, перестроил кухню, Свитский корпус и другие хозяйственные постройки, гармонично изменив общий архитектурный ансамбль царской резиденции. На неровной поверхности горы Могаби он умудрился выстроить идеально лаконичные и гармонирующие друг с другом здания.

    В основу нового Ливадийского дворца в Крыму лег прочный белый инкерманский камень.

Следом за дворцом обновлялся и парк. В 1896 году главным садовником Ливадийского дворца стал австриец Эдуард Ренгер, который прослужил в резиденции до самой революции. Он закупал экзотические деревья и кустарники в Никитском ботаническом саду, занимался высадкой новых коллекций растений в парке, возводил беседки, скульптуры и водоемы, а также руководил парком и работой мастеров-садовников. Общая площадь парка составила 40 га.

Интересный факт

   Все императрицы, которым довелось жить в Ливадии, очень любили розы. Розы самых разных сортов были буквально везде: в оранжерее, теплицах, виноградниках. Они изящно обвивали беседки и здания, свисали с карнизов, украшали интерьеры дворца. И за ними нужен был особый уход, чтобы сохранить их красоту, предотвратить болезни и избавить от вредителей.

   В 1892 году главный садовник Вильгельм Гуф принял на службу бедного, но перспективного юношу Алексея Новичкова, дав ему место младшего садовника. За несколько лет юноша раскрыл свой талант в селекции растений и уже через пару лет был назначен на должность садовника-розовода парка. Он стал заниматься непосредственно розами и достиг совершенства на этом поприще. Благодаря его кропотливым трудам Ливадийский дворец получил славу столицы роз Российской империи: в парке при Новичкове насчитывалось свыше полутора тысяч различных сортов декоративных роз, которыми восхищались все именитые гости, бывавшие в царской резиденции.

  При Эдуарде Ренгере Алексей Новичков часто оставался за главного садовника парка. Это происходило в случае, если Ренгер выезжал куда-либо или болел. Так простой выходец из мещан стал искусным розоводом и одним из основных людей, несущих ответственность за развитие парка при Ливадийском дворце.

Архитектура царской резиденции

   Стиль неоренессанс, который избрал Николай Краснов для строительства Белого дворца, представляет собой симбиоз сразу нескольких направлений архитектуры. Это итальянское Возрождение, классицизм, стиль модерн и английская готика в стиле Тюдоров. Эти стили использовались при оформлении фасадов и парадных интерьеров дворца.

   Большой внутренний двор с фантаномЛивадийский дворец в Крыму напоминает палаццо, характерное для эпохи Возрождения. Ближе к северному фасаду, как отмечалось выше, располагался большой внутренний двор с колодцем, который позднее был заменен на фонтан. Итальянский дворик со всех сторон окружала аркада стройных арок дворца. А от колодца к ним вели восемь изящных дорожек из диорита. Для отдыха царской семьи на дорожках были установлены итальянские мраморные диваны. Помимо увеселительных прогулок, которым любили предаваться здесь царские дети, дворик выполнял важную миссию – он наполнял дворец светом и солнцем. Еще три небольших дворика, включая Арабский дворик, являлись только световыми и не могли служить прогулочными.

   Николай Краснов понимал, что из-за сложного горного рельефа местности у него не получится построить новый дворец в квадратной форме, как он планировал изначально. Поэтому он решил растянуть дворец с юга на север, увеличив тем самым главный восточный фасад дворца и парадную площадь при нем. Вход во дворец при этом оказался расположен не в центре, а ближе к южному фасаду. Однако этот вход вовсе не являлся парадным, как можно было бы подумать. На стыке восточного и северного фасадов Краснов построил большую монолитную башню, резко выступающую за линию фасада. В архитектуре такой выступ называется ризалитом. Он позволяет зданию выглядеть пропорционально и придает устойчивость всей конструкции дворца. Ризалиты Краснов расположил также в центре и с южной стороны восточного фасада, тем самым придав главному парадному входу необычный, но очень красивый и воздушный архитектурный вид. Арки, колонны и вытянутые большие окна придали парадной части дворца выразительность и легкость.

   Небольшой арабский дворикПарадный вход во дворец Краснов разместил не с главной восточной стороны дворца, а с северной. Он спрятал его за высокую монолитную башню, тем самым придав Ливадийскому дворцу еще больше оригинальности и очарования. Парадный вход он выполнил в форме нарядного портика из белого каррарского мрамора, опирающегося на три арки со спаренными коринфскими колоннами. Арки Краснов украсил вензелями царской семьи. На арке в глубине портика разместился царский герб. Дополнили парадный вход изящные мраморные скамьи, яшмовые вазы и скульптуры двух вальяжно расположившихся на постаментах львов.

  Основную сложность при строительстве нового дворца представляла Крестовоздвиженская домовая церковь, которую нужно было сохранить и гармонично вписать в план застройки с западной части дворца. Николай Краснов легко справился с этой задачей. Он увеличил притвор и присоединил к дворцу церковь с помощью нового Мавританского арочного дворика, отлично вписавшегося в общий архитектурный облик дворца и вместе с церковью полностью загородившего западную часть здания.

  Южный фасад дворца Николай Краснов выигрышно снабдил еще одним ризалитом справа и трехгранным ризалитом на высоком цоколе слева. Эти композиции получились не только художественно красивыми и гармоничными, несмотря на разницу в высоте, но и позволили визуально выровнять резко спускающийся к морю склон, на котором расположился южный фасад.

Дворец после развала Российской империи

   После революции Ливадийский дворец в Крыму отошел к министерству земледелия, однако оставался в его ведении совсем недолго. Весной 1918 года его захватили и разграбили немцы, а осенью дворец забрали белогвардейцы. В 1922 году в Ливадии открылся музей царской семьи, который просуществовал всего пять лет, а в 1925 году параллельно с музеем во дворце был организован противотуберкулезный санаторий для трудящихся. Шесть лет спустя санаторий перепрофилировали под лечебный комбинат, который просуществовал до Великой Отечественной войны. В годы, когда Ливадийский дворец был санаторием, его посетили поэты Максим Горький и Владимир Маяковский.

  Во время войны на базе дворца располагался госпиталь, а в 1945 году в Ливадии состоялась знаменитая Ялтинская конференция. Та самая нашумевшая конференция, на которую в Крым съехались представители и руководители нескольких союзных держав – Великобритании и США. Принимающей стороной был Советский Союз во главе с Иосифом Виссарионовичем Сталиным.

   Сталин любезно предоставил Ливадийский дворец для размещения американской делегации во главе с Франклином Рузвельтом, в распоряжение английской делегации с Уинстоном Черчиллем он отдал Воронцовский дворец в Алупке, а сам остановился в Юсуповском дворце в Кореизе. Конференция прошла в стенах Ливадийского дворца.

    В память об этой знаменательной встрече у главного восточного фасада были посажены три пальмы.
После войны Ливадийский дворец превратился в государственную дачу, которая была таковой вплоть до самой смерти Сталина в 1953 году. В последующие годы дворец вновь перепрофилировали под санаторий, только на этот раз не противотуберкулезный, а кардиологический.

   Государственным музеем дворец стал только в 1993 году и с тех пор не менял свой статус, разве что изменялись только некоторые погрешности в названии музея. С 1998 года во дворце стали проводиться международные встречи и симпозиумы на высоком государственном уровне.

  В 2015 году парковая зона дворца украсилась сразу несколькими скульптурными композициями - памятником-бюстом Николаю II и памятником Рузвельту, Черчиллю и Сталину. Бюст императора был изготовлен скульптором Александром Апполоновым и установлен у парадного входа во дворец. Скульптуру лидерам трех держав выполнил скульптор Зураб Церетели.

   Еще одна скульптура украсила парк Ливадии в 2017 году. Это был памятник императору-миротворцу Александру III, на торжественное открытие которого приезжал президент России Владимир Путин.

   Корпуса кардиологического санатория «Ливадия», который ранее существовал на базе Ливадийского дворца-музея, разместились в здании бывшего Свитского корпуса и в бывшем дворце барона Фредерикса.

Экскурсии и график работы дворца

   Ливадийский дворец в Крыму славится своим гостеприимством и принимает посетителей с 10:00 до 19:30 часов ежедневно, работая без выходных дней.

  Обзорные экскурсии в бывшей царской резиденции проводятся по двум направлениям. Одно направление посвящено рассказам о жизни Александра II, Александра III и Николая II в Ливадии. При этом большую часть экскурсии занимает повествование о быте последней императорской семьи, так как в новом дворце бывал только последний монарх Российской империи. Экскурсия проводится по личным покоям и кабинетам Николая II, которые также сохранили некоторые предметы быта его отца-миротворца Александра III и деда-освободителя Александра II.

  Вторая экскурсия посвящена знаменитой Ялтинской конференции, которая проходила в очаровательном Ливадийском дворце на закате войны.

  Данная экскурсия проводится по парадным залам дворца, в которых проходила конференция, и 43 комнатам отдыха, в которых останавливалась делегация американского президента.

   Стоимость одной обзорной экскурсии для взрослых составляет 400 рублей и 250 рублей для студентов и пожилых людей.

Как добраться до дворца

   Ливадийский дворец в Крыму находится по адресу: Крым, Ялта, поселок Ливадия, улица Батурина, 44а.

  Из Ялты в сторону дворца следуют маршрутные автобусы № 100, 108 и 11. Автобусы отправляются с центрального автовокзала города, поэтому туристам, остановившимся в Симферополе, Севастополе или других городах побережья, сначала необходимо доехать до автовокзала Ялты, а потом пересесть на вышеуказанные маршрутные автобусы. Можно также воспользоваться услугами такси, так как расстояние от Ялты до Ливадии составляет всего 3 километра и езда на машине займет не более 5 – 10 минут.

Яндекс.Метрика